КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРТИВ ГРАЖДАН "НАРОДНЫЙ КРЕДИТ" 

 

 

8 (38454) 4-63-16

 

 

 

Новости

Яндекс.Метрика
 

Заключение Комитета по финансовому рынку

07.03.2018 07:30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Государственной Думы по финансовому рынку

по проекту федерального закона № 274238-7 «О внесении изменений в

главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,

внесенному членами Совета Федерации М.П.Щетининым, И.А.Гехт,

А.Н.Кондратенко; депутатом Государственной Думы С.В.Бессарабом

Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона № 274238-7 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный членами Совета Федерации М.П.Щетининым, И.А.Гехтом, А.Н.Кондратенко; депутатом Государственной Думы С.В.Бессарабом, и отмечает.

Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на устранение правовой коллизии, возникшей в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

В действующей редакции главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) возможность распределения прибыли потребительского кооператива между его членами не предусмотрена. По мнению авторов законопроекта, в совокупности с закрепленными в той же главе ГК РФ общими нормами о некоммерческих организациях указанное обстоятельство дает повод говорить о фактическом запрете распределения прибыли между членами потребительского кооператива. Далее в пояснительной записке к законопроекту делается вывод, что «это препятствует осуществлению сельскохозяйственными потребительскими

2

кооперативами своей основной деятельности и фактически требует их ликвидации».

По законопроекту имеется ряд замечаний концептуального характера:

1. Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческими организациями
являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве
основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную
прибыль между участниками.

При этом в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее -Федеральный закон № 193-ФЗ) часть прибыли сельскохозяйственного кооператива направляется на кооперативные выплаты, под которыми подразумевается часть прибыли кооператива, распределяемая между его членами пропорционально их личному трудовому участию либо участию в хозяйственной деятельности кооператива.

Комитет обращает внимание, что в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют указания на конкретные противоречия в правоприменительной практике, а также хозяйственные или организационные проблемы, которые могут возникнуть в результате отмеченной авторами коллизии. Как именно данная коллизия препятствует деятельности сельскохозяйственных кооперативов, авторами законопроекта не конкретизируется.

2. Отмечаем, что противоречие между общими положениями ГК РФ о
некоммерческих организациях и потребительских кооперативах с

положениями Федерального закона № 193-ФЗ в части распределения доходов
сельскохозяйственного потребительского кооператива между его членами
имеет мнимый характер, так как данная коллизия урегулирована общими
нормами ГК РФ о юридических лицах.

В соответствии с пунктом 4 статьи 49 ГК РФ в редакции Федерального закона № 99-ФЗ гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте регулируются ГК РФ.

3

Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Комитет отмечает, что данная норма ГК РФ в частности означает, что
положения Федерального закона № 193-ФЗ о распределении прибыли в

сельскохозяйственных потребительских кооперативах являются

специальными по отношению к общим нормам ГК РФ о некоммерческих организациях и потребительских кооперативах, то есть имеют приоритет над положениями ГК РФ.

Вывод о специальном характере норм, закрепленных в законах, регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц, подтвержден позицией Верховного Суда Российской Федерации (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В связи с этим Комитет считает положения законопроекта избыточными, так как действующее правовое регулирование не содержит противоречий в части возможности распределения прибыли сельскохозяйственного потребительского кооператива между его членами. Согласно нормам ГК РФ и судебной практике такое распределение прямо разрешено и не противоречит некоммерческому характеру организационно-правовой формы сельскохозяйственного потребительского кооператива.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку не поддерживает концепцию законопроекта.

Председатель Комитета А.Г.Аксаков