14 мая 2018
Немало места в нем уделяется микрофинансовым институтам. Прежде всего, отмечается, что количество кредитных потребительских кооперативов уменьшилось на 12,8%, до 2666, сельскохозяйственных КПК – на 15,5%, до 1242.
В отчете отмечается, что в рамках создания системы надзора за МФО и КПК через их саморегулируемые организации Банком России были утверждены следующие базовые стандарты:
– Базовый стандарт управления рисками МФО;
– Базовый стандарт совершения КПК операций на финансовом рынке;
– Базовый стандарт корпоративного управления КПК;
– Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, объединяющих МФО;
– Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, объединяющих КПК.
В целях сохранения возможности КПК размещать средства резервных фондов в качестве займов КПК второго уровня в отсутствие присвоенных кредитных рейтингов кредитных рейтинговых агентств и утвержденных методологий рейтингования КПК второго уровня были разработаны и направлены в Минюст России изменения в порядок размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов.
Особое внимание в отчете уделяется надзорной деятельности Центробанка. Так, применительно к деятельности КПК, упоминается, что в результате скоординированных надзорных мероприятий Банком России была выявлена деятельность крупной финансовой пирамиды, участниками которой являлись 22 КПК, одна страховая организация и более 300 неподнадзорных организаций. Материалы, представленные Банком России, послужили основанием для возбуждения уголовного дела и задержания участников преступного сообщества федерального масштаба.
Также в отчетном году Банк России продолжил системную работу по применению мер надзорного реагирования в части несостоятельности (банкротства) КПК.
В течение года им были приняты решения о назначении трех временных администраций КПК, являющихся крупными участниками рынка. Основаниями для назначения явились факты неоднократного нарушения двумя КПК финансовых нормативов и вынесение одному КПК предписания о запрете осуществления привлечения денежных средств, приема новых членов и выдачи займов при отсутствии уведомлений о наличии указанных обстоятельств.
По результатам проведенных мероприятий деятельность одной временной администрации КПК прекращена в связи с достижением цели по восстановлению платежеспособности КПК и решением поставленных задач, в отношении трех КПК приняты решения о подаче заявлений в арбитражные суды о признании их несостоятельными (банкротами).
Также регулятором были проведены выездные проверки 53 КПК, 17 МФО и двух СКПК.
Кроме того, в 2017-м году были приняты меры (направлены исковые заявления в суды, обращения в органы ФНС России об отсутствии КПК по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, и о КПК, имеющих признаки недействующего юридического лица) в отношении 1103 КПК.